Об архитектурной керамике прошлого расскажут в Музее культуры Астрахани
25 апреля в филиале музея-заповедника открывается выставка «Астраханский изразец», посвященная развитию ценинного искусства в России.
На выставке представлено около 40 предметов XIX – начала XX вв., среди которых печные и интерьерные, фасадные изразцы из фондов Астраханского музея-заповедника. Выставка расскажет посетителям о тенденциях, стилистических изменениях, структуре и использовании архитектурной керамики прошлого.
Изразцы стали популярны в русском искусстве с XVI в. как керамические плитки для украшения фасадов. В XVII в. появились «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. Обычные сюжеты для изразцов XVII в. – изображения всадников, батальных сцен, птиц, гирлянд из фруктов и цветов, декоративных картушей и других западноевропейских орнаментальных мотивов. С Петровской эпохи изразцы использовали в основном для печей, распространились гладкие плитки с голландскими сюжетами.
Крупными центрами изразцового дела были Москва, Ярославль и Великий Устюг. В Ярославле это искусство достигло расцвета: местные мастера создали узнаваемую цветовую гамму и композиции с многоцветными розетками. Они первыми начали использовать глазурованный кирпич, украшая здания яркими узорами, вдохновлёнными восточными коврами.
В конце XVIII – начале XIX вв. расцвёл калужский изразцовый промысел. В отличие от столичной моды на белые гладкие плитки, калужские купцы предпочитали яркие расписные изразцы с характерными сюжетами: «цветки» – на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» – внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» – то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» – в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» – композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза.
Однако после Отечественной войны 1812 г. производство пришло в упадок, сохранившись лишь в частных мастерских.
Новый виток интереса к изразцам пришёлся на эпоху модерна. Главной фигурой стал Михаил Врубель, вдохнувший в старинную майолику современное звучание. Вместе с химиком Петром Ваулиным он восстановил забытую технику люстрирования, придавая изразцам магическое сияние и глубину, сравнимую с драгоценными камнями.
Посетить выставку все желающие могут до 25 июня.