«Иранский сантур – звучание неба»
17 июня в 17:00 под таким названием в Краеведческом музее пройдёт концерт, на котором студентка Астраханского государственного медицинского университета Пардис Парсех познакомит слушателей с традиционным музыкальным искусством Ирана. В чарующий мир иранской музыки исполнительница перенесет слушателей, исполняя композиции на древнем иранском инструменте – сантуре. На концерте к Пардис присоединится астраханская инструментальная группа VESPERO. Они сыграют несколько совместных композиций и импровизаций.
В экспозиции «Астраханский край в древности» оживёт волшебное звуковое полотно иранского сантура, первое упоминание о котором в виде изображения на камне относится к 669 г. до н.э.
Сантур называют восточными гуслями, сравнивают с распространённым в арабских странах кануном и китайским чжэном, молдавскими и белорусскими цимбалами, узбекским чангом, эстонским каннелем. Однако 72 струны сантура музыкант перебирает не пальцами, а играет на нем двумя очень легкими палочками (мезрабами).
У иранского сантура предусмотрены два регистра, что позволяет извлекать звуки в диапазоне трех октав.
Эксклюзивность исполнения на сантуре заключается в абстрактности музыки, не всегда подчиняющейся европейскому строю и размеру. Несмотря на модальную систему, автор и музыканты могут добавлять что-то по своему усмотрению и ощущению.
Пардис Парсех более десяти лет играет на древнем иранском инструменте и за это время сумела овладеть всей полнотой иранского музыкально-поэтического искусства, в том числе особым творческим методом музыкальной свободной импровизации, называемой «бедахэ навази», что буквально означает «Звучание неба». Не всем музыкантам открывается это состояние, но для Пардис сантур является нечто большим, чем просто музыкальным инструментом. По её словам к своему сантуру она относится как к родной дочке.
Приехав учиться в Россию, Пардис не взяла с собой свой музыкальный инструмент и очень пожалела об этом, так как сантур помогает настроить мысли, направить в нужное русло и медиативно действует на душу. Через несколько месяцев через знакомых девушка воссоединилась со своим музыкальным инструментом и теперь готова делиться этой загадочной и целительной музыкой с астраханцами, благодаря которым также узнаёт много нового о русской культуре и языке.
Атмосфера зала «Астраханский край в древности» и музыка напомнят слушателям о многовековых тесных русско-иранских контактах, сложившемся персидском культурном пласте, зримым свидетельством которого являются сохранившиеся памятники архитектуры: персидская мечеть и аутентичный колорит персидского подворья в Астрахани.