Воспитание детей в семье Ильи Ульянова
В этом году исполняется 185 лет со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова - великого педагога-просветителя. Его деятельность была разносторонней. Он организовал систему начального образования (число действующих школ увеличилось более чем в 5 раз) и подготовки учителей; оказывал помощь педагогам в организации процесса обучения, заботился о педагогическом персонале. Смог осуществить открытие национальных школ для обучения детей нерусских народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар); был последовательным и умелым проводником женского образования (численность обучающихся девочек увеличилась с 1840 до 2937 человек, а число начальных женских училищ - с одного до шести). Масштаб его работы приравнивался к деятельности нескольких современных департаментов. Он ежегодно посещал около 150 школ.
Несмотря на свою занятость, Илья Николаевич Ульянов огромное внимание уделял воспитанию своих детей. Сегодня многие разработанные им принципы могут быть применены современными родителями.
В воспитании детей педагог применял методы и средства, которые были направлены на обогащение ума, чувств, укрепление здоровья, развитие индивидуальности.
Главную задачу, которую ставил перед собой Илья Николаевич - формирование личности гражданина. Поэтому он развивал у детей широту взглядов, настаивал на включении детей в общественную работу, требовал, чтобы его дети всегда помогали своим одноклассникам в обучении.
Илья Николаевич и Мария Александровна много внимания уделяли образованию детей. Так, например, обучение чтению в семье Ульяновых начиналось с пяти лет, а позже - вырабатывалась постоянная потребность читать.
Неотъемлемая сторона развития детей - трудовое воспитание и умение применять полученные знания на практике. Сам Илья Николаевич отлично владел токарным и столярными инструментами. Ручному труду он обучал и своих детей. Мария Александровна обучала девочек работе на швейной машинке.
Особое место в воспитании детей имело эстетическое развитие.
Усилия родителей Ульяновых были направлены на развитие у детей способностей к самодисциплине, самообразованию.
Все дети Ульяновых с большим рвением учились и много работали, упражнялись в различных видах спорта, закаляли свой характер.
В семье Ульяновых были исключены физические наказания. Вообще наказания в воспитательной системе Ульяновых занимали очень незначительное место. Например, по отношению к маленьким чаще всего прибегали к отвлечению.
Одним из главных источников развития детей Илья Николаевич считал игру. В семье Ульяновых почти не было покупных игрушек, ведь самостоятельное их изготовление – это целый творческий процесс. В их семье популярными были как подвижные, так и «сидячие игры». Вместе с родителями дети разгадывали шарады, омонимы, авторов и названия произведений. Илья Николаевич был уверен в том, что игры развивают фантазию, воображение, сближают детей с родителями.
Семью Ильи Николаевича по праву можно назвать уникальной и удивительной. В их доме всегда царила атмосфера заботы, тепла, дружбы, взаимной поддержки. Любовь к детям и благодарность детей родителям – это главная составляющая семьи великого педагога, опыт воспитания которого необходимо передавать будущим поколениям.
Автор: З.Г. Ажигереева