Творческое наследие художника, скульптора, педагога Г.П. Сафронова
Творческое наследие астраханского скульптора Германа Петровича Сафронова, члена Союза художников России, лауреата губернаторской премии им. Б.М. Кустодиева – это скульптурные произведения выполненные в традициях советской монументальной школы, хранящие память о современниках художника, выдающихся личностях прошлого.
Родился Герман Петрович в Астрахани в 1929 году. С детства тяготея к изобразительному искусству, в 1951 году поступает в Саратовское художественное училище, которое успешно заканчивает в 1956 году. Вернувшись в Астрахань, активно занимается творчеством, наряду с другими молодыми скульпторами города. К этому времени скульптура в Астрахани не имела таких давних традиций, как живопись, поэтому Г.П. Сафронов, как и другие астраханские скульпторы – Р.С. Данильянц, А.Н. Пронюшкин, Т.Т. Авдеева, Г.И. Спиридонов – стоял у истоков скульптурной школы в Астрахани. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека – строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. К этим темам обращались астраханские скульпторы. С 1958 года работы Сафронова выставляются на областных, региональных выставках. В этот период имя Г.П. Сафронова можно увидеть во многих каталогах художественных выставок среди художников-астраханцев. Его работы заслуживали отличной оценки. «Сафронов тяготеет к углубленному психологическому раскрытию внутреннего мира человека и строгому пластическому языку…» – именно так в 1965 году во вступительной статье о начинающем скульпторе написала Ленинградский искусствовед С.А. Онуфриева.
Среди немногих астраханских скульпторов, чье творчество занимает видное место в развитии изобразительного искусства нашего края, скульптурные произведения отличаются мастерством, точностью и выразительностью передаваемого образа. Много работ посвятил Герман Петрович своим землякам – труженикам и жителям Астрахани, в которых раскрыл характерные, типические черты советского человека своего времени, прославляя своим трудом: «К мирному труду» (1959 г.), «Чабан», «Телятница» (1960 г.), «Рыбачка» (1965 г.), «Судостроитель» (1978 г.).
Много сил отдал Герман Петрович педагогической работе в художественном училище. Помимо творческой и преподавательской деятельности он много времени уделял общественной работе, возглавляя Художественный фонд.
Излюбленный жанр в скульптуре для Г.П. Сафронова – портрет. Художник создал целую серию работ, посвящённую выдающимся деятелям прошлого. С 2005 года Сафронов работал над портретным образом поэта Александра Сергеевича Пушкина, создавая несколько вариантов памятника в гипсе, прорабатывая и изучая детали. Портрет великого поэта XIX века А.С. Пушкина – это неиссякаемый источник вдохновения для многих художников-скульпторов. Портрет в скульптуре – наиболее сложный вид изобразительного искусства, имеющий свои особенности и специфику. «В сущности, из всех художественных работ портрет требует наибольшей проницательности, хороший скульптурный портрет равносилен целой биографии» – писал великий скульптор Огюст Роден, создавший огромную серию превосходных портретов деятелей культуры конца XIX века.
15 апреля 2008 года во Всемирный день Культуры, во дворе школы № 56 им. А.С. Пушкина г. Астрахани, расположенной в Ленинском районе города на ул. Татищева, 8., было особенно оживлённо. В этот день учащиеся, преподаватели и просто горожане в торжественной обстановке открывали памятник поэту «солнцу русской поэзии» – Александру Сергеевичу Пушкину. Бронзовый бюст поэта возвышается на гранитном постаменте и установлен перед входом в учебное учреждение, которое с 1937 года носит его имя. Интересно, что с момента открытия школы в 1937 году, в честь 100-летия со дня трагической гибели поэта, на этом месте находился другой памятный бюст поэта со временем утраченный. Автором скульптурного портрета вероятнее всего был выдающийся русский скульптор Владимир Николаевич Домогацкий (1876–1939 гг.).
Автором новой скульптуры являлся скульптор Герман Петрович Сафронов.
Бронзовый портрет поэта под художественным взглядом скульптора Сафронова, передаёт пластическую выразительность, сдержанность и психологические особенности образа, что заметно отличает его от более лиричного образа поэта, созданного белорусским скульптором З.И. Азгуром в 1958 г., который также находится в нашем городе.
«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!» – восклицает поэт, словно с этими словами его скульптурный образ встречает молодое поколение, будущее России. И этот памятник стал прекрасным подарком жителям города от мастера.
Бронзовый памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который установлен на территории школы № 56 им. А.С. Пушкина – последнее произведение Германа Петровича. Не стало художника, скульптора, педагога Г.П. Сафронова на 84 году жизни, в 2013 году.
В экспозиции «Астраханский край 20 века» Краеведческого музея, можно увидеть часть работ, относящихся к советскому периоду творчества художника. Также произведения хранятся в АГКГ им. П.М. Догадина, на предприятиях и в частных собраниях.
Автор: К.Ф. Сафаргалеева