Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Образ вепря (кабана) в культуре народов Астраханского края
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Образ вепря (кабана) в культуре народов Астраханского края

Образ вепря (кабана) в культуре народов Астраханского края

18 января 2019 Просмотров: 403

По восточному гороскопу 5 февраля 2019 г. начинается год свиньи (кабана). Кабан замыкает цепочку восточного календаря, так как по легенде, явился последним на торжество к Будде.

Образ кабана в мировой культуре имел разные интерпретации. Дикие вепри занимают большое место в фольклоре многих стран, от Индии до Исландии, начиная с древнейших времен и до Новейшего времени. Так, на востоке, в Китае, кабан считался символом богатства. В стране восходящего солнца, Японии, олицетворял луну и был в запрете на охоту, так как относились к нему с почтением и уважением. У иранцев олицетворял солнце, а у индусов был возведен в ранг божества и считался прародителем сельского хозяйства. В западной культуре кабан выступал символом духовной власти (кельты), плодородия и урожайности (скандинавы), ассоциировался с бесстрашием, храбростью, воинской доблестью. Защитная сила вепря очевидна из использования его образа для украшения шлемов и на Британских островах. Кроме того, дикого вепря часто изображали в военной символике – небольшие амулеты и образы на монетах, затем – в геральдике.

По некоторым данным археологических памятников, культ дикого кабана в Евразии начинает свое становление еще в эпоху неолита (V тыс. - I тыс. до н. э.). Затем он появляется в изобразительной и сакральной сферах многих последующих археологических культур, но более всего в так называемом «зверином стиле» раннего железного века. В этот период культ вепря распространился на обширной территории от Причерноморья до Китая, включая Поволжье, Кавказ, Казахстан, Алтай, Иранское нагорье[1].

Во все времена охота на вепря была трудной и опасной, и требовала особых навыков от охотника. Но, трофей считался особенно почетным и приносил удачливому охотнику славу и уважение. Не случайно, наряду со многими хищными животными, образ вепря был одним из ключевых мотивов в прикладном искусстве скифо-сарматского стиля. Кроме того, ученые выделяют характерные позы изображения животного, которые отражают различные состояния (жертвенность, покой, настороженность, ярость, смерть). Помимо изображений, в сарматской культуре встречаются и кабаньи клыки с вырезанными на них фигурами хищных животных и птиц, которые часто крепились к колчанам или перевязям мечей и выполняли функцию талисмана.[2] Такие подвески из клыка кабана, правда без орнаментов, встречаются и на территории Нижнего Поволжья. К примеру, в 1981 г. в ходе археологических исследований Г.А. Федорова-Давыдова на Кривой Луке были обнаружены клыки со сквозным отверстием на одном конце и сейчас они хранятся в фондах Астраханского музея-заповедника.

В коллекции Астраханского музея-заповедника так же хранятся несколько артефактов с символикой дикого кабана, относящиеся к савромато-сарматской культуре. Пожалуй, самым знаменитым предметом из коллекции музея-заповедника с изображением вепрей является сарматский серебряный сосуд (I в. н.э.). На котле два яруса изображений – динамичные сцены охоты на вепрей с собаками и сцена войны. Кроме того, ручки котла выполнены в виде уже статичных вепрей. Сарматы представляли вселенную в образе «дерева жизни», объединяющего три мира: подземный (корни), земной (ствол) и высший (крона). Каждому из миров соответствовали свои животные. Их образы выражали представление сарматов о мире, о самих себе и служили талисманами. Кабану же отводилась особая роль, он мог «перемещаться» по «дереву жизни», являясь как хищником, так и травоядным и обладая при этом особой «магией».

Еще одним интересным предметом в экспозиции Краеведческого музея являются бляхи уздечного набора, найденные в ходе археологических исследований Г.А. Федорова-Давыдова в 1974 г., Кривая Лука. Бляхи датированы V в. до н.э. и выполнены в стиле совершенно разных животных. Так, одна бляха в виде стилизованного изображения хищной птицы, несколько блях в виде морд кошачьих хищников. Три бляхи выполнены в стилизованном виде диких вепрей, причем в зеркальном отражении.

В мировой изобразительной практике образ кабана получил основное развитие в раннем железном веке, приблизительно в период с VIII в. до н. э. по I-П в. н. э. В этот период изделия, с изображением вепря, изготавливались из различных материалов: камень, бронза, золото, кость, рог. Функции таких предметов были столь же разнообразны: украшения, оружие, символы власти, сакральные атрибуты.

Данный сюжет (изображение вепря в различных вариантах) красной линией проходит от палеолита до наших дней, находя свои ярчайшие проявление в скифо-сарматском искусстве.

Автор: Е.П. Казакова

[1] Лопатин В.А., Леонтьева А.С. Культ вепря в искусстве древних индоиранцев. Опыт образно-логической реконструкции одного из объектов исторической памяти. С. 92

[2] Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ Юга России. М., 2008. С. 28.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!