Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Городские образовательные экскурсии для школьников
  1. Это интересно
  2. Городские образовательные экскурсии для школьников

Городские образовательные экскурсии для школьников

5 февраля 2014 Просмотров: 226

Еще в конце XIX века астраханские педагоги понимали, что образовательные экскурсии содействуют всестороннему развитию учащихся и расширению их практических сведений, и внедряли учебно-познавательные прогулки в учебный процесс. Конечно, для организации подобных мероприятий вне пределов городской черты требовались существенные средства, которыми не каждое учебное заведение и родители учащихся располагали. В этом плане интересен опыт Астраханского 2-го мужского городского четырехклассного училища, обучение в котором было бесплатным, поэтому специальных средств учебное заведение не имело.

Понимая, что учебно-образовательные прогулки могут пополнить пробелы классного преподавания, которые, даже при всем желании педагогов училища, нельзя заполнить без непосредственного, личного, практического ознакомления учащихся с предметами и явлениями окружающей жизни, было решено организовать ряд экскурсий для ознакомления с родной губернией, не требующих практически никаких расходов. Эта мысль возникла у педагогов училища впервые в 1895 году. В перечень объектов для посещения по воскресным и праздничным дням входили следующие заведения: музей, типография, фотография, фабрики, заводы и т.п. Для двух старших отделений училища было получено разрешение, в случае необходимости, раза четыре в год заменять классные занятия учебно-образовательными прогулками в будничные дни.

Первые экскурсии в течение 1895-1896 гг. были совершены: в Петровский музей, в типографию газеты «Астраханский листок», в фотографию Вишневского и на Софийский стекольный завод в селе Башмаковка.

В музее внимание учеников было обращено в основном на отделы - соляного производства, этнографический и шелководства. Особенное внимание учеников было привлечено моделью паровой солемолки Лианозова, ткацкого станка и предметами, характеризующими быт калмыков. Из других отделов музея более подробно осмотрен был учениками исторический отдел – здесь внимание учеников было привлечено вооружением древне- русского воина: кольчуги, стрелы, копья, мечи вызвали неподдельный интерес у мальчишек. А немногочисленные данные музея о татарской старине послужили предлогом воссоздать в памяти учащихся сообщенные на уроках истории сведения о домашнем быте населения Золотой Орды.

В типографии ученики 3-4-х классов наглядно познакомились под руководством редактора «Астраханского листка» г. Склабинского с возникновением печатного листа и целой книги. В типографии г. Вишневский детально ознакомил учащихся с разными приборами и химическими препаратами, употребляемыми при фотографировании. В заключение, ученики, посетившие фотографию, были сняты группой. Посещение типографии послужило в дальнейшем темой для домашней письменной работы.

В селе Башмаковка управляющий Софийским стекольным заводом г. Малышев познакомил ребят с производством стеклянной посуды, показав экскурсантам все отделения завода. На память об этом посещении почти каждый из учеников получил что-либо от завода: кто состав для стекла, кто стеклянные шарики, палочки, тросточки, приготовленные для них рабочими.

Подобные учебно-образовательные прогулки повторялись и в последующие годы, пополняясь экскурсиями в другие пункты: в трамвайное депо, на электрическую станцию и т.д. Ежегодно, перед наступлением весенних каникул, учащиеся вместе с преподавателями отправлялись на пароходе Товарищества "Бр. Нобель", который предоставлялся в бесплатное пользование училищу на целый день, на Чилимный остров (в 20 верстах к югу от города). Здесь ученики собирали коллекции растений, ловили рыбу, устраивали игры. Дети на свежем воздухе отдыхали и набирались сил.

Перед нами яркий пример того, как, при невозможности по материальным соображениям совершать поездки в более или менее отдаленные уголки России интересные для учащихся в историческом или естественно-научном отношении поездки. Педагоги нашли решение – организовывали не менее познавательные образовательные экскурсии по родному краю, которые, принося учащимся несомненную пользу, не требовали практически никаких денежных средств.

Автор С.В. Куняшова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!