Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Городские образовательные экскурсии для школьников
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Городские образовательные экскурсии для школьников

Городские образовательные экскурсии для школьников

5 февраля 2014 Просмотров: 285

Еще в конце XIX века астраханские педагоги понимали, что образовательные экскурсии содействуют всестороннему развитию учащихся и расширению их практических сведений, и внедряли учебно-познавательные прогулки в учебный процесс. Конечно, для организации подобных мероприятий вне пределов городской черты требовались существенные средства, которыми не каждое учебное заведение и родители учащихся располагали. В этом плане интересен опыт Астраханского 2-го мужского городского четырехклассного училища, обучение в котором было бесплатным, поэтому специальных средств учебное заведение не имело.

Понимая, что учебно-образовательные прогулки могут пополнить пробелы классного преподавания, которые, даже при всем желании педагогов училища, нельзя заполнить без непосредственного, личного, практического ознакомления учащихся с предметами и явлениями окружающей жизни, было решено организовать ряд экскурсий для ознакомления с родной губернией, не требующих практически никаких расходов. Эта мысль возникла у педагогов училища впервые в 1895 году. В перечень объектов для посещения по воскресным и праздничным дням входили следующие заведения: музей, типография, фотография, фабрики, заводы и т.п. Для двух старших отделений училища было получено разрешение, в случае необходимости, раза четыре в год заменять классные занятия учебно-образовательными прогулками в будничные дни.

Первые экскурсии в течение 1895-1896 гг. были совершены: в Петровский музей, в типографию газеты «Астраханский листок», в фотографию Вишневского и на Софийский стекольный завод в селе Башмаковка.

В музее внимание учеников было обращено в основном на отделы - соляного производства, этнографический и шелководства. Особенное внимание учеников было привлечено моделью паровой солемолки Лианозова, ткацкого станка и предметами, характеризующими быт калмыков. Из других отделов музея более подробно осмотрен был учениками исторический отдел – здесь внимание учеников было привлечено вооружением древне- русского воина: кольчуги, стрелы, копья, мечи вызвали неподдельный интерес у мальчишек. А немногочисленные данные музея о татарской старине послужили предлогом воссоздать в памяти учащихся сообщенные на уроках истории сведения о домашнем быте населения Золотой Орды.

В типографии ученики 3-4-х классов наглядно познакомились под руководством редактора «Астраханского листка» г. Склабинского с возникновением печатного листа и целой книги. В типографии г. Вишневский детально ознакомил учащихся с разными приборами и химическими препаратами, употребляемыми при фотографировании. В заключение, ученики, посетившие фотографию, были сняты группой. Посещение типографии послужило в дальнейшем темой для домашней письменной работы.

В селе Башмаковка управляющий Софийским стекольным заводом г. Малышев познакомил ребят с производством стеклянной посуды, показав экскурсантам все отделения завода. На память об этом посещении почти каждый из учеников получил что-либо от завода: кто состав для стекла, кто стеклянные шарики, палочки, тросточки, приготовленные для них рабочими.

Подобные учебно-образовательные прогулки повторялись и в последующие годы, пополняясь экскурсиями в другие пункты: в трамвайное депо, на электрическую станцию и т.д. Ежегодно, перед наступлением весенних каникул, учащиеся вместе с преподавателями отправлялись на пароходе Товарищества "Бр. Нобель", который предоставлялся в бесплатное пользование училищу на целый день, на Чилимный остров (в 20 верстах к югу от города). Здесь ученики собирали коллекции растений, ловили рыбу, устраивали игры. Дети на свежем воздухе отдыхали и набирались сил.

Перед нами яркий пример того, как, при невозможности по материальным соображениям совершать поездки в более или менее отдаленные уголки России интересные для учащихся в историческом или естественно-научном отношении поездки. Педагоги нашли решение – организовывали не менее познавательные образовательные экскурсии по родному краю, которые, принося учащимся несомненную пользу, не требовали практически никаких денежных средств.

Автор С.В. Куняшова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!