Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханский судоремонтно-судостроительный завод имени Урицкого
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Астраханский судоремонтно-судостроительный завод имени Урицкого

Астраханский судоремонтно-судостроительный завод имени Урицкого

27 сентября 2014 Просмотров: 774

Более ста лет назад на берегу Волги в Астрахани работали мастерские, на базе которых было создан судоремонтно-судостроительный завод имени Урицкого. Истории этого предприятия посвящена книга В. Москалева «Волгари» (Астрахань. 1993).

В 1900 г. на территории грузовой пристани на левом берегу Волги, в районе стрелки Кутума начали свою деятельность мастерские по ремонту грузопассажирского флота Товарищества пароходства и торговли «Надежда», компании управлявшейся из Петербурга. В 1908 г. мастерские на стрелке Кутума перешли к товариществу «Русь» на арендных началах, а затем в собственность. Пароходы «Руси» зимовали в мастерских в Астрахани. К 1910 – 1912 гг. на месте мастерских уже имелись механический, кузнечный, столярный, малярный, электротехнический и котельный цехи, размещенные в четырёх зданиях лабазного и складского типа со старым маломощным оборудованием.

В 1917 г. ремонтные мастерские общества «Русь» были реорганизованы в мастерские районного управления водного транспорта (РУПВОД). В 1919 г. они были переданы Каспийской военной флотилии, а с окончанием боевых действий — Волжскому государственному речному пароходству. В 1922 году водники были награждены орденом Красного Знамени и знаменем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1924 г. ремонтные мастерские получили имя Урицкого. В 1938 году реммастерские им. Урицкого Нижне-Волжского речного пароходства были переименованы в судостроительный завод им. Урицкого. В 1939 г. завод приступил к строительству теплоходов на 250 пассажирских мест с газогенераторными установками.

В начале войны завод освоил выпуск огнеметов, аэросаней, саперного снаряжения. На сейнерах и шхунах устанавливались боевые средства, в том числе зенитные орудия, в ходе подготовки флота для сталинградской обороны шло оборудование судов средствами для траления мин. В 1942 г. во время обороны Сталинграда погибли с большинством экипажей паротеплоходы заводы имени Урицкого «Виктор Хользунов», «Иосиф Сталин», «Мартын Лядов», «10 лет Комправды», «Коммунистка».

После войны были переоборудованы старые и построены новые цеха завода. В 1956 г. заводу был передан грузо-пассажирский флот — свыше 40 судов разного класса, завод получил новый статус: ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) им. Урицкого. В 1970 г. РЭБ им. Урицкого была преобразована в судоремонтно-механический завод имени Урицкого, заводу была присвоена 4-я категория.

В последующие годы завод освоил производство новых пассажирских судов на воздушной подушке типа «Зарница» (до 1980), «Луч» (с 1984), пассажирских судов для малых рек.

В 1992 г. СМЗ им. Урицкого преобразован в акционерное общество.

В конце 2000-х гг. ОАО "Судоремонтно-судостроительный завод имени Урицкого" специализировалось на предоставлении услуг по строительству, ремонту и техническому обслуживанию, переделке и разрезке на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций.

Иллюстрация:

Строительство новых катеров на заводе имени Урицкого. 1952 г. Фотограф Назарочкин. Из фондов Астраханского музея-заповедника (АМЗ КП 2219).

Автор А.Н. Алиева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!